Наиболее знаменитый среди мерседесовских внедорожников — это, разумеется, джип G-класса. Однако под сенью трехлучевой звезды производится и другой автомобиль, по сравнению с которым проходимость легендарного «Гелендвагена» может показаться мяуканьем котенка на фоне рыка матерого тигра. Имя ему — Unimog. Энтузиасты из Санкт-Петербурга превратили эту машину в некое подобие джипа с пассажирским кузовом.
…Перед глазами вновь и вновь проплывает сумасшедший «off-road», который Unimog преодолевал с уверенностью невозмутимого профессионала. Интересно, что вообще способно остановить этот автомобиль? Разве только вертикальная стена или брод глубиной за два метра… Кстати, можно ли вообще назвать сей аппарат «автомобилем»? Лично я больше склоняюсь к иному определению — «инструмент для борьбы с бездорожьем».
По улицам слона водили
Первая встреча с Unimog состоялась почти по сценарию голливудского боевика. Знаете, режиссеры любят постращать зрителей неожиданными появлениями отрицательных персонажей, когда в мрачном антураже с ужасным скрипом открываются некие двери и на пороге появляется Он. Как правило, весь в черном. Обвешанный оружием с ног до головы. С нами произошло нечто подобное…
С пробиравшим до мурашек скрежетом отъехали в сторону ворота какого-то мрачного завода. Злобно порыкивая дизелем, на нас выкатил странный автомобиль на высоких колесах, над которыми взгромоздилась небольшая коробка угловатого кузова. Естественно, он был весь черный и своими пропорциями мог напугать слабонервную даму — этакий «мутант» из племени автомобилей.
«Мутации» проявляются и внутри. Так, водитель и передний пассажир сидят не слишком удобно из-за того, что посреди кабины выпирает гипертрофированный кожух двигателя — мотор поднят максимально вверх. В частности, ради увеличения глубины преодолеваемого брода. Впрочем, эти неудобства можно считать мелочными по сравнению с тем, как «Unimog» перемещается в пространстве. На асфальтовых кочках высокая машина принимается раскачиваться назад-вперед. В народе такое явление называют «козлением». Ничего не поделаешь, это следствие короткой базы и мягкой подвески, столь необходимых на бездорожье.
— Смотри, не перекрути двигатель, — предостерег меня сидящий рядом владелец машины. — Его предельный режим всего 2500 об/мин. «Унимог» не годится для быстрой езды. 80 км/ч — его максимум.
— На разгоне такое ощущение, будто сзади воз с кирпичами прицеплен.
— Да все нормально. Просто тебя, наверное, избаловали современные дизели. Они раскручиваются не хуже бензиновых моторов. А здесь — самый кондовый вариант атмосферного дизеля. Тихоходный, шумный, но тянет, как стадо слонов. Прикинь: при мощности всего 84 силы он имеет рабочий объем 5,7 л…
— Пять и семь?!
— Думаешь, почему «Унимоги» всеми правдами и неправдами стараются не допускать на внедорожные состязания? Да потому, что на бездорожье они любой джип под орех разделают…
Грузовик + Трактор = Unimog
Между прочим, история создания «Унимога» не менее примечательна, чем его способности. Модель была разработана сразу после войны одной крохотной немецкой фирмой. Инженеры старались соединить в общей конструкции достоинства трактора и легкого внедорожного грузовика. Ведь крестьяне разоренной Германии в те годы не могли позволить себе содержать одновременно и то, и другое. А Unimog был един в двух лицах. Перспективность машины оценил гигант Mercedes-Benz и перекупил права на производство.
Тогда и началось победное шествие «мутанта» по всей Земле. Его бесконечная способность приноравливаться к любой работе стала очередной легендой автомобильного мира. Одних только навесных агрегатов для Unimog предусмотрено более тысячи! От снегоуборочных роторов до сельскохозяйственных плугов.
Но главная изюминка заключается в том, что Unimog наделен потрясающей проходимостью. Именно это качество привлекло нескольких жителей Санкт-Петербурга, которым по роду занятий необходим автомобиль-вездеход. Они перепробовали разнообразные внедорожники, однако ни одна модель не удовлетворила запросов. Хотя, казалось, их требования были просты: необходима достаточно комфортная машина для пятерых человек и небольшого груза, способная проехать там, где, как говорится, черт ногу сломит.
В конце концов они пришли к выводу: пора покупать Unimog. Осталось найти подходящую машину. Задача оказалась не такой простой, как могло показаться на первый взгляд. Новый автомобиль стоит не меньше $80000 без таможни! Решили, что дорого. Оценив через Интернет предложения по подержанным «Унимогам» в Германии, поразились заоблачным ценам на вторичном рынке. Машины даже 20-летнего возраста тянули на $20000-25000! Ничего удивительного. «Космический» запас прочности автомобиля поддерживает запредельные цены на старые «Unimog». В итоге долгие поиски привели к покупке бодренького экземпляра 1970 года выпуска с дизельным двигателем. Сразу после его доставки в Россию началась работа по переделке автомобиля.
Первым делом нарастили кабину Unimog и снабдили задним диваном. После обладания несколькими комфортными джипами владельцы не собирались мириться с внутренним аскетизмом машины. Таким образом она получила шикарные кожаные кресла с электрорегулировками от Peugeot 605. В дверях появились клавиши электрических стеклоподъемников. Была заменена даже рулевая колонка — на регулируемую от Land Cruiser. Центральное место под потолком кабины занял экран видеосистемы заднего обзора. Только таким радикальным образом можно было победить огромную «мертвую зону» позади машины, в которой запросто скрывались две легковушки. Не удалось пристроить только кондиционер — в плотно скомпонованном внутреннем пространстве машины ему просто не нашлось места.
Остальные доработки носили чисто прикладной характер. Так, узкие стандартные шины уступили место широким покрышкам от военного «Урала». В корме обосновалась лебедка от ЗИЛ-131. Вокруг кабины образовалась «защитная клетка» из множества труб, дуг и кенгурятников. Все это вещи отнюдь не лишние, если учесть, что Unimog способен развить у водителя чувство полной «внедорожной безнаказанности».
Внедорожный беспредел
Когда машина одолевает настолько крутой косогор, что твои ноги постепенно достигают уровня головы, — становится действительно страшно. Даже снимавший «горное восхождение» фотограф испугался и дал отмашку прекратить опасную затею с покорением каменистой кручи. Кажется, он сделал это очень вовремя. Еще чуть — и кровь окончательно бы отхлынула от моих ног к голове…
Похоже, он легко прополз бы еще несколько метров ввысь. «Стальные мышцы» его шасси работали в режиме полной блокировки всех дифференциалов и были способны творить сущие чудеса на бездорожье. Кстати, я забыл упомянуть про собственное оцепенение, когда впервые увидел скопище управляющих трансмиссией рычагов между креслами. Разнообразием форм и хаотичностью нагромождения они напоминали лесную чащу после урагана.
Самый большой, главный рычаг, естественно, управляет коробкой передач. Она 6-скоростная, однако лишь верхние четыре ступени являются, так сказать, ходовыми. На асфальте автомобиль легко трогается с третьей, а первые две передачи — понижающие. Они пригодятся, например, на пашне или при исполнении экстремальных внедорожных трюков вроде вышеописанного «восхождения».
Как ни газуй на первых двух скоростях, автомобиль все равно будет ползти со скоростью улитки. Минимальная скорость, на которой Unimog может уверенно двигаться вперед, составляет лишь 80 метров в час! Те, кто немного смыслит в сельхозработах, по достоинству оценят эту особенность автомобиля. Словно на тракторе, отдельным рычагом включается задний ход. Другая рукоять повелевает мостами и дифференциалами. Наконец, еще одна ручка включает лебедку. Хм-м, неужели мне придется ее использовать?
Не пришлось! Даже без мобилизации всего «внедорожного арсенала» трансмиссии автомобиль спокойно одолевал все препятствия. Езда напоминала компьютерную в стиле «off-road», где устаревший процессор не успевает обрабатывать современную программу, поэтому изображение на дисплее «тормозится», хотя игрок вовсю жмет на «газ». Вот так, немного медленнее, чем хотелось, удивительный немецкий вездеход пересекал болота, взбирался на кручи и месил чавкающую грязь глубиной по пояс взрослому человеку…
Теперь владельцев устраивает в автомобиле все, за исключением комфорта и вместимости. Поэтому уже зародилась идея следующего проекта: водрузить на шасси «Унимога» роскошный кузов G-класса. Что ж, верно говорят: нет предела совершенству.