Иномарки стремительно расширяют своё присутствие на автомобильном рынке России. Если по итогам 2004 года наблюдался двукратный перевес отечественных машин над иностранными(114тыч. против 57тыс.), то в 2005-ом картина совершенно иная. Наши всё ещё лидируют, но отрыв сократился до минимума.
Автомобили импортного производства.
Несмотря на то что RAV4 уступил лидирующие позиции Nissan X-Trail, в сознании российского покупателя слова «Тойота» и «внедорожник» всё ещё остаются синонимами. Почти пятая часть всех проданных авто повышенной проходимости(а это около 18%) является продукцией именно этой фирмы. Казалось бы, отличный результат. Но если посмотреть на распределение долей рынка в развитии, то окажется, что Toyota утрачивает свои позиции, за год потеряно более 7%! У Mitsubishi тоже спад, в цифрах — 2,5%.
Кто же поднял выпавшее из рук лидеров переходящее знамя, вручаемое за ударные темпы роста продаж? Прежде всего следует отметить Nissan. Почти 5% прироста получены благодаря активному маркетингу, выходу на российский рынок модели Pathfinder, удачному обновлению Patrol и успеху X-Trail. Насколько серьезным вкладом в копилку Nissan станет реализация комфортабельного пикапа Navara, покажет время. Наверняка скажется на доле Nissan и появление в автосалонах Murano.
Вторым победителем капиталистического соревнования в борьбе за наш рынок оказался корейский Hyundai. Tucson стал третьим по популярности импортным внедорожником в России, что в совокупности с неплохими продажами Santa Fe обеспечило прирост 3,8%! Каждый десятый привезённый к нам внедорожник — Hyundai!
Вполне возможно, что спад продаж у Toyota вызван тем, что конкуренты вывели на рынок более современные машины. Корейцы сделали рывок с новейшим Tucson. Nissan привёл к нам свежего «Следопыта» и улучшил «Патруль». Результаты не замедлили сказаться. У Toyota обновление модельного ряда только готовится, вот-вот начнутся продажи модернизированной RAV4, есть информация о Prado следующего поколения, заканчиваются работы над преемником VX. Так что возврат значимой доли рынка к самой популярной импортной марке внедорожников весьма вероятен.
Продолжилась тенденция снижения спроса на настоящие внедорожники и смещения интереса покупателей в сторону «паркетников». Для того чтобы подтвердить свои предположения, мы вывели некий «коэффициент паркетности»(КП) рынка джипов. КП равен отношению проданных за год настоящих автомобилей для бездорожья(к этой категории мы отнесли: Nissan Patrol, Toyota LC 105 и Land Rover Defender) к признанным «паркетникам»(в число последних мы включили Nissan X-Trail, Toyota RAV4, Hyundai Tucson & Santa Fe, Mitsubishi Outlander & Pinin, Honda CR-V & HR-V, Subaru Forester, KIA Sportage New). Понимая всю условность этой величины, мы тем не менее рискнули оценить тенденцию рынка, связанную со снижением внедорожных качеств полноприводных автомобилей. Так, КП-2003 равен 0,36, КП-2004 — уже 0,26, а в прошедшем году отношение уменьшилось до 0,18. Как говорят маркетологи, настоящие внедорожники «вымываются» с рынка.
Отечественные машины.
Несмотря на то, что Chevrolet-Niva обычно рассматривается как импортный автомобиль, его происхождение, конструкция, производство и основная доля сбыта относится к нашей стране. Поэтому мы решили причислить машину к отечественным внедорожникам.
Так вот, Chevy-Niva является безусловным лидером. Она популярней, чем «основательница рода» «Нива», хотя стоит ощутимо дороже. Объём продаж российско-американского автомобиля составляет половину от количества ввозимых импортных внедорожников. Но до уровня прошлого года на совместном предприятии не дотянули 11тысяч.
После прошлогоднего спада хорошее самочувствие отмечено у старушки «Нивы», продано на 8 тысяч машин больше. Очень приличным получился старт UAZ Patriot. Патриотически настроенные граждане охотно раскупают новинку. Идущий по «великому китайскому пути» небольшой завод Derways из Черкесска продалжает собирать машины из узлов и агрегатов, в основном полученных из Поднебесной. Возможно, это единственно правильная дорога для такого рода предприятий.
Кстати, о китайских машинах. Компания «ИРИТО», генеральный дистрибьютор автомобилей Great Wall, предоставила интересную информацию о реализованных в 2005 году внедорожниках.
Great Wall Deer — 3307шт.
Great Wall SUV — 651шт.
Great Wall Hover — 112шт.
Все Hover и абсолютное большинство Deer и SUV — полноприводные.