UAZ Patriot 2.7 2006 — Последняя надежда

Несколько лет назад руководители УАЗа жаловались, что завод на грани гибели. Газовская Газель отбивала покупателей у «буханки», а подержанные импортные внедорожники перекрывали кислород уазовскому Симбиру.

«Работать в таких условиях невозможно! Дайте нам конкретную нишу — и мы будем разрабатывать для нее новый автомобиль!»

Но нишу ульяновцам никто не дал: в рыночных условиях ее нужно создавать и занимать самостоятельно. Вскоре дышащий на ладан завод перешел под крыло Северстали. И вот, спустя четыре года, на свет появился первый действительно новый автомобиль — УАЗ Патриот. Точнее, UAZ Patriot.

Шагов с двадцати Патриот смотрится как иномарка: красивые фары с тремя световыми «пушками», изящная решетка радиатора, пластиковый обвес в цвет мокрого асфальта, элегантный кожух запасного колеса, легкосплавные колесные диски… А поскольку знакомство с новым Патриотом проходило в красивейших окрестностях Сочи, то хотелось себя ущипнуть: это Патриот в Сочи или Тойота в Швейцарии?

Патриот похож на все внедорожники сразу и все же выглядит благороднее почившего в бозе аляповатого газовского Атамана-2 и солиднее будущего родственника SsangYong Rexton, сборку которого налаживает Северсталь-Авто.

Но более пристальный осмотр машины показал поспешность сравнения с иномарками: качество сварных швов, сопряжения наружных панелей, подгонка пластмассового обвеса убедительно указывали на то, что это наш, российский Патриот. Задний бампер в некоторых местах трется о лакокрасочное покрытие кузова и кое-где уже протер краску до металла. А решетка радиатора словно вылеплена вручную… А то, что имя российской машины пишется латиницей, — не страшно. Смирились же японцы и корейцы с тем, что все названия их машин тоже пишутся латинскими буквами, вот и мы привыкнем. В конце концов, UAZ Patriot — это звучит получше, чем, скажем, Proton Perdana или Daewoo Kalos.

Не имя красит машину! Машину красят в окрасочном комплексе. Специально для Патриота завод закупил современную окрасочную линию фирмы Eisenmann. Появились новые автоматические линии для производства мостов и раздаточных коробок. Модернизирован главный конвейер, переналажена автоматизированная сварочная линия. В металлургическом цеху пустили новую печь — теперь некоторые детали трансмиссии можно отливать не из серого чугуна, а из высокопрочного. Обучены люди, вышколены поставщики, причем около 20% комплектующих приходит от зарубежных фирм. Фары, например, поставляет рязанское СП Bosch Automotive Lighting. Та же фирма Bosch снабжает завод стартерами и генераторами. Передняя панель салона приходит из Ирана, комбинация приборов — из Латвии, сцепление и элементы гидроусилителя рулевого управления — из Германии. Механическая пятиступенчатая коробка — корейской фирмы Dymos. Кстати, эта коробка рассчитана на передачу крутящего момента до 313 Нм и снабжена синхронизаторами на всех передачах (на первых двух — трехконусные), а ее ресурс — 350 тыс. км.

А цена? Базовый Patriot Classic (см. таблицу оснащения) будет продаваться за 385 тысяч рублей ($13700), а Patriot Comfort с электролюком в крыше, легкосплавными колесами, велюровой обивкой сидений, противотуманными фарами и пластиковым кожухом запасного колеса — за 420 тысяч рублей ($14800). Для отечественного автомобиля — недешево. Даже для нового.

А так ли уж нов Патриот? Дверные проемы — как на Симбире. Шасси и мотор — от него же. Но при этом ульяновцы упорно называют Патриот принципиально новым автомобилем. Истина где-то посередине.

Открываю ключом водительскую дверь — и в ответ щелкают замки всех остальных дверей, включая дверь багажника! Осматриваюсь в салоне — и не вижу голого металла: везде обивка, ворсовое покрытие, фирменные резиновые коврики.

Небольшой руль — такой же, как на внедорожнике Chevrolet Niva, только эмблема ульяновская. Приборы — с шаговыми электродвигателями, слева от руля — «иномарочный» блок управления светом, есть прикуриватель, пепельница и — бог ты мой! — выдвижной подстаканник с микролифтом. Хочется вновь себя ущипнуть.

И все же новые сиденья с велюровой обивкой — не ахти. Продольная регулировка позволяет отодвинуться далеко назад, но хочется и подушку пожестче, и спинку порельефнее.

А сзади? Там так же просторно, как в длиннобазном Симбире. Пепельницы и прикуривателя нет, зато в торце кожуха центрального тоннеля появились вращающиеся сопла системы вентиляции.

Тем же ключом, которым я отпирал двери, завожу 128-сильный мотор ЗМЗ-409.10 — и не узнаю его: новая выпускная система (кстати, нержавеющая) открыла в голосе двигателя солидные, «вкусные» нотки. Педальный узел стал удобнее, хотя расстояние между педалью тормоза и кожухом центрального тоннеля все же мало — в зимней обуви будет неудобно нажимать на газ. Плохо и то, что нет площадки для отдыха левой ноги.

Голос-то у мотора хорош, да только слабоват этот старый четырехцилиндровый двигатель для тяжелой машины. Его приходится то и дело «крутить», и здесь выручает корейская коробка. Раньше-то все коробки, что ставили на УАЗы, — и традиционные четырехступенчатые, и пятиступенчатые арзамасские с дурацкой схемой переключений — были ужасны. Теперь же передачи включаются легко и четко (иногда небольшие «затыки» бывают лишь при переключении с четвертой на третью). А портит впечатление длиннющая кочерга рычага с проворачивающимся пластмассовым набалдашником.

Уровень шумов от дороги и мотора вполне приемлем даже на скорости свыше 100 км/ч. А вот тормоза, похоже, работают уже на грани: если на горной дороге хорошенько прогреть тормозные механизмы, их эффективность резко падает.

Управляемость? Пока идешь по прямой — без проблем. Но как только приступаешь к маневрам… Подозреваю, что навести ракету Пэтриот на цель все же легче, чем удержать Патриота на извилистой ленте асфальта. Главная проблема — отсутствие внятного реактивного усилия на руле. В каждом повороте приходится применять «поисковое» руление. Хотя… Симбир-то ехал еще хуже!

Кроме того, крайне мал стабилизирующий момент, возвращающий передние колеса в «нулевое» положение. И это несмотря на то, что в новом шасси с мостами типа Спайсер специально были увеличены углы продольного и поперечного наклона оси поворота управляемых колес. И все же на выходе из каждого поворота водитель должен сам возвращать руль в «нейтральное» положение.

Но все встает на свои места, когда съезжаешь с асфальта.

Во-первых, подключать и отключать передний мост можно на ходу. Во-вторых, на пониженной передаче раздаточной коробки тяги мотора уже хватает в любых ситуациях. В-третьих, у Патриота достойная геометрическая проходимость. В-четвертых, новые шарниры равных угловых скоростей позволяют поворачивать передние колеса на угол до 35 градусов, обеспечивая неплохую маневренность. В-пятых, фантастическая энергоемкость подвески: больше ходу — меньше ям… И наконец, УАЗ за пятнадцать тысяч долларов — это не Toyota за шестьдесят. Если и разобьешь на булыжнике картер переднего моста, то в том же Сочи наверняка найдешь запасной, причем за разумную цену.

И все же на Патриот просится современная «шестерка» мощностью не менее 170 л.с. Но такого мотора нет даже в перспективе. А если он и появится, то серьезной модернизации потребуют работающая на пределе тормозная система, подвеска, элементы трансмиссии — придется перетряхивать всю машину! Что ж, утешим себя тем, что возможности нынешнего мотора соответствуют возможностям автомобиля. А в идеале нужен дизель. Но польский мотор Андория слишком слаб. В разное время испытывались прототипы с турбодизелями ЗМЗ-5148 (common rail, 130 л.с.) и ЗМЗ-4064 (турбонаддув, 175 л.с.), но дальше испытаний дело не пошло.

А как выглядит машина на стандартных штампованных дисках? Хороши ли «базовые» сиденья с тканевой обивкой? Как управляется более «грузоподъемный» вариант с четырехлистовыми рессорами в задней подвеске? Увы, «простых» машин в Сочи не привезли. А те «навороченные» экземпляры, что представили журналистам, серийными назвать нельзя — все щни собраны по обходной технологии.

Серийное же производство Патриотов начнется в конце июля. Первые автомобили появятся у дилеров в начале августа — в Ульяновске, других городах Поволжья и в Москве, а до конца августа Патриотами наполнят всю дилерскую сеть УАЗа — вплоть до Владивостока. В следующем году завод выйдет на проектную мощность — 33000 машин. Военным предложат версию с редукторными мостами. Предполагается, что высоким армейским чинам Патриот сможет заменить сразу две служебные машины — Волгу и старый «уазик». Ведь эксплуатация одной, но более надежной машины обойдется дешевле.

Надежность… На каждом из десяти представленных журналистам Патриотов что-нибудь да сломалось. На одном отказал механизм стеклоподъемника, на другом слетел трос стояночного тормоза, на третьем «закипел» мотор, на четвертом вышел из строя механизм регулировки угла наклона спинки водительского сиденья. После езды вброд на всех машинах запотели передние противотуманные фары. Не всегда легко открывались двери… Уазовцы, естественно, уверяют, что серийные машины будут лучше. Будем надеяться.

Отнюдь не бесспорной нам показалась и позиция уазовских маркетологов. Например, среди покупателей Патриота они видят преуспевающих мужчин в возрасте от 25 до 40 лет с ежемесячным доходом свыше $1500 — владельцев собственного бизнеса и руководителей среднего звена. Фермеры уже не упоминаются…

Не переоценивают ли рыночные стратеги фактор «потребительского патриотизма»? Если есть деньги, позволяющие купить Патриота, «преуспевающий мужчина» скорее купит подержанную Тойоту или Мицубиси. Или новый китайский внедорожник, заплатив от $12000 до $20000. Там уже есть кондиционер, аудиосистема и прочие блага. Но о китайских машинах ульяновские маркетологи говорят с пренебрежением: дескать, объем их продаж пока слишком мал. Да, мал. Но только пока. А в качестве конкурентов они называют Шеви Ниву ценой до $12000 и Kia Sportage (от $15000). Так ли это?

В любом случае Патриот — последняя надежда ульяновцев. Симбиры — и стандартный УАЗ-3160, и длиннобазный УАЗ-3162 — с производства уже сняты: эти машины так и не смогли выйти на прибыльный уровень. Стремится к нулю и госзаказ: в этом году армия купит около тысячи машин (не Патриотов). А вот в том, что Патриот будет тепло принят рынком, у нас, в отличие от оптимистичных заводских маркетологов, есть большие сомнения. Но есть и надежда. Последняя.

Добавить комментарий